Ключевая новация: увеличение срока накоплений, после которого военный получает право направить деньги на ипотеку — иными словами, речь о моменте, когда военнослужащий покупает себе жилье.
Срок службы, после которого военнослужащие могут направить предоставленные государством деньги на первоначальный взнос по военной ипотеке, могут увеличить с трёх до пяти лет. Такое предложение содержится в законопроекте Минобороны, который ведомство опубликовало 26 августа. Общественное обсуждение продлится до 9 сентября. Как устроена военная ипотека и как военным избежать долгов перед государством за жильё, разобралась «Парламентская газета».
Законопроект Минобороны вносит поправки в закон о накопительно-ипотечной системе (НИС). Ключевая новация: увеличение срока накоплений, после которого военный получает право направить деньги на ипотеку — иными словами, речь о моменте, когда военнослужащий покупает себе жилье. Сейчас этот срок составляет три года, Минобороны планирует увеличить его до пяти лет.
Данное решение способствует накоплению большей суммы для первоначального взноса, но также и стимулирует военных дольше служить, ведь государство заинтересовано в этом, сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Давно известна практика поступления на военную службу именно ради льготного получения жилья, говорит сенатор.
«Государство значительно облегчает вопрос жилищного обеспечения для военнослужащих. Но это должно и мобилизовать военного продолжать службу. Все должны получить своё», — добавил он.
Ещё одна поправка в законопроекте Минобороны касается включения в НИС мичманов и прапорщиков. В частности, они смогут вступить в систему на общих основаниях сразу после окончания высших военных учебных заведений.
Также законопроект позволит предоставлять военнослужащим накопления для жилищного обеспечения и средства, дополняющие эти накопления, единым платежом через ФГКУ «Росвоенипотека». Это технические поправки, они оптимизируют обращение бюджетных средств и исключают ошибочное перечисление денег военнослужащим, которые уже были исключены из реестра участников НИС.
Вместе с тем, руководствуясь решением Конституционного суда, Минобороны корректирует механизм исключения из реестра участников НИС тех военнослужащих, которые были включены туда по ошибке. Согласно законопроекту, таких военных исключат из реестра только в том случае, если им ещё не перечислили средства от государства. В противном случае военнослужащие останутся в системе и будут и далее получать выплаты из бюджета на свой накопительный счёт.
Как устроена военная ипотека
Стать участником накопительно-ипотечной системы может любой военный, служащий по контракту. Её название уже поясняет смысл системы: человек может копить, а потом при желании — оформить ипотеку. Смысл в том, что пока военный служит — по кредиту он не платит, за него это делает государство в лице Минобороны.
Когда военный становится участником НИС, государство начинает каждый год перечислять на его счёт определённую сумму. Размер взносов регулярно индексируется, в 2020 году он равен 288 410 рублям. Кроме взносов, накопления пополняются также за счёт доходов от инвестирования этих средств (подобно вкладу денег в банк под проценты).
По прошествии трёх лет у военного появляется право использовать накопленные деньги как первоначальный взнос по ипотеке. Ипотека — слово ключевое, то есть он оформляет жилищный кредит, а купленная квартира или дом находятся под залогом, причём двойным — у банка и у государства.
Пока военный служит, Минобороны продолжает начислять ему деньги, которыми и погашается заём. Когда ипотека окончательно выплачена, военнослужащий получает дом или квартиру в собственность и никаких обязательств более не имеет.
К слову, оформлять ипотеку сразу через три года необязательно, можно продолжать копить деньги и использовать их в любое удобное время.
Если военнослужащий не собирается покупать жильё, право распоряжаться накопившимися деньгами без каких-либо обязательств возникает у него только в следующих случаях:
1. Продолжительность службы достигла 20 лет и более (включая льготное исчисление).
2. Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья (вследствие признания негодным к военной службе).
3. Увольнение военного, прослужившего десять лет и более, по следующим основаниям:
достижение предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья (ограниченно годен);
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
по семейным обстоятельствам (член семьи военного по медицинским показаниям не может проживать в местности, где тот служит, а перевести его в другое место невозможно; изменилось место службы жены или мужа-военного; нужно постоянно ухаживать за маленьким ребёнком (если нет матери/отца) или больным близким родственником; нужно опекать родного брата или сестру).
В этих случаях все перечисленные контрактнику деньги, остались ли они на накопительном счёте или ушли в счёт оплаты ипотеки, становятся как бы погашенными — он никому ничего не должен и может свободно распоряжаться остатками накоплений. При этом ему выплачивают и дополнительные выплаты — деньги, которые военный мог бы получить, прослужи он до достижения 20-летнего срока службы.
Почему военные попадают в долги из-за ипотеки
Сложнее дело обстоит, когда военный увольняется по другим причинам, в том числе раньше, чем через десять лет службы. В этом случае у него нет права использовать предоставленные в рамках НИС деньги. Как разъясняется на сайте «Росвоенипотеки», это значит, что он обязан вернуть государству все уже предоставленные ему средства, даже если они уже были выплачены банку в виде первоначального взноса и платежей в счёт ипотеки. По данным Минобороны, таких граждан насчитывается уже более шести тысяч человек, и их число продолжает увеличиваться.
Если ипотека ещё не погашена, то на бывшем военном останется «висеть» оформленный кредит, который ему придётся также выплачивать самостоятельно. Таким образом, он будет должен и государству, и банку. Более того, если военнослужащий был уволен по неуважительным причинам (например, в связи с утратой доверия), то за пользование государственными деньгами ему ещё и начислят проценты.
На возврат денег государству экс-военным отводится десять лет. Однако, как отмечает Минобороны, большинство из них не делает этого в срок. Общий долг по возврату средств уже достиг 7,2 миллиарда рублей, из них просроченные долги составляют 4,8 миллиарда.
«Более 50 процентов данной задолженности является просроченной и принимает характер безнадёжной к взысканию», — отмечает Минобороны в пояснительной записке к своему законопроекту.
Источник: ПГ
Источник
Недавно в СМИ появилась информация о готовящихся поправках в 117-фз о накопительно-ипотечной системе. Естественно, военные сразу же стали присылать нам сообщения с просьбой разъяснить что ждет участников ипотеки. И поскольку в формате индивидуальных консультаций решить этот вопрос в полной мере сложно, мы решили сделать видеообзор с развернутыми комментариями.
Сам законопроект уже доступен на сайте федерального портала проектов НПА, поэтому вы можете с ним ознакомиться по этой ссылке >>>
Мы же сегодня пройдемся по важным аспектам, которые планируется изменить для военных участников ипотеки.
Итак, начнем первое изменение.
1. Статью 10 предлагается дополнить частью 2 следующего содержания:
«В случае если у участника возникло основание, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 10, он имеет право использовать накопления для жилищного обеспечения в целях приобретения жилого помещения, в том числе по договору участия в долевом строительстве, или жилого дома с земельным участником в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или получить накопления в случае увольнения с военной службы».
Если объяснить простыми словами, то если у военного возникло право на накопления, по основаниям указанным в ст. 10, то он может приобрести жилье, иначе если не захочет это делать, то накопления в денежной форме он получит только при увольнении.
Что изменится. В статье прописано целевое использование денежных средств только на жилье. А если военный захочет в период службы снять и использовать на свое усмотрение деньги, то он не сможет этого сделать.
Не забываем, что в соответствии со статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплена гарантия на жилобеспечение военнослужащих. Поэтому законодатели стали исходить из принципа пока служишь, если есть необходимость в жилье, то тратить деньги можно только на него. А когда уволишься, там уже распоряжайся по своему усмотрению, чтобы претензий к государству не было. С одной стороны, может показаться, что это дисциплинирует. С другой, если провести аналогию с получением субсидии, то получается дискриминация участников НИС: поскольку те, кто ожидают субсидию, могут получить эти денежные средства не дожидаясь увольнения. Конечно, другой вопрос сколько придется ждать в наших реалиях.
Ну и возможно, также государство заинтересовано максимально долго аккумулировать накопления на счетах участников, чтобы извлекать прибыль из них в виде дохода от инвестирования.
Хорошо это или плохо, на ваш взгляд, пишите в комментариях.
2.Смотрим следующее изменение: часть 3 статьи 11 дополнится абзацем следующего содержания, цитирую:
«Участник, получивший средства, указанные в абзаце первом настоящей части, сохраняет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, а также на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. При этом, если участник приобрел жилое помещение по договору участия в долевом строительстве по месту военной службы, право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, а также на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения сохраняется за ним до подписания передаточного акта, но не более чем на три месяца с даты направления застройщиком участнику сообщения о завершении строительства многоквартирного дома или иного объекта недвижимости в соответствии с договором участия в долевом строительстве и о готовности объекта долевого строительства к передаче.»
Тут нужно напомнить, что судебная практика до сих пор была не в пользу военнослужащих, их лишали поднаема уже с момента заключения договора ЦЖЗ при приобретении жилья, хотя эта позиция судов полностью противоречила нормам законодательства.
Сейчас же, если такая поправка вступит в силу, получится что если жилье приобретено в так называемую «долевку» по месту службы, то право на «служебку» или поднаем у военнослужащего сохраняется до подписания передаточного акта. Естественно, не более чем на три месяца с момента уведомления застройщиком о готовности объекта к передаче в случае, если военный будет уклоняться от подписания. Если же жилье приобретено не по месту службы, то вроде бы как право должно сохраниться на «служебку» или поднаем. Но опять же законодатель четко не указывает до какого момента сохраняется право.
Отметим еще один момент. Крайне интригует вопрос не будет ли отказов тем кто приобрел жилье до вступления в силу настоящего закона и не породит ли это формирование новых судебных тяжб.
Идем далее по тексту законопроекта.
3. В статье 14 в абзаце первом части 1 слова «три года» заменить словами «пять лет».
Тут напомним, что уже продолжительное время муссировалась тема о том, что якобы военнослужащим дадут право приобретать жилье только через 10 лет службы, однако, как видите, пока в плане увеличить 3-летний срок до 5 лет с момента включения в реестр. Для чего это делается ? Ни для кого уже не секрет, что если военный берет максимальный кредит по военной ипотеке через 3 года после включения в реестр НИС, то далее откуда-то начинают появляться долги и огромные платежи в последние месяцы на графиках погашения. Об этом мы уже подробно рассказывали в нашем выпуске ссылка будет ниже. Если подзабыли или не в курсе ознакомьтесь.
Но задача здесь банально проста — чтобы на счете военного в НИС аккумулировалось больше накоплений и если вы при таких условиях возьмете меньший кредит, то минимизируете риски возникновения долгов. Поможет ли данное новшество в законе решить проблему, тут вопрос спорный. Думаю, эти 2 года кардинально ситуацию не изменят.
Следующее изменение.
4. Часть 3 статьи 9 дополнить пунктом 4 следующего содержания: Что основанием для исключения из реестра НИС будет:
«4) выявление факта включения в реестр участников военнослужащего, у которого отсутствуют основания, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, в случае если военнослужащий на дату выявления такого факта не реализовал права, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.»
В принципе, этот момент существует уже давно на уровне судебной практики. И теперь фактически позицию Конституционного суда по делу Аланова, наконец-то, воплотят в законе. То есть простыми словами, если по ошибке военного включили в реестр безосновательно и он не успел приобрести жилье или снять деньги, то у государства есть все основания для исключения из реестра. Если же он успел реализовать право и приобрести жилье, то тут исключить военнослужащего из НИС будет уже невозможно.
Продолжаем рассматривать изменения.
5. Снова дополняется пункт 4.1. части 1 статьи 9: после слов «солдат и матросов» будут слова «за исключением проходящих обучение по образовательной программе высшего образования в военных образовательных организациях высшего образования или военных профессиональных образовательных организациях
По видимому, планируется чтобы данная категория военнослужащих могла быть включена в реестр НИС только после обучения в ВУЗе. Соответственно после обучения это будет уже другая категория участников НИС. И у нас есть опасения, что с этим новшеством опять что-то будет неладное.
Смотрите что выходит, сама по себе категория сержанты и старшины, солдаты и матросы является добровольной категорией участников НИС. И с начала года их уже добавили в 117-фз как обязательную категорию. Напомним: для сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу по контракту после 31 декабря 2019 года, основанием для включения является — общая продолжительность их военной службы по контракту после 31 декабря 2019 года три года, включая продолжительность военной службы по контракту до указанной даты. Хотя если включать продолжительность военной службы до указанной даты, то это вообще получается иная категория.
Ну а теперь еще хотят, видимо, чтобы эта обязательная категория не включалась в реестр в период обучения в ВУЗе. Но сразу хочется возразить, это же опять ударит по карману военных, т.е. приведет к тому, что из таких исключений по времени, военный меньше получит накоплений от государства.
Получится как с 03 категорией участников НИС — прапорщиками, когда сержанты и старшины, заключившие 1 контракт после 1 января 2005 года, дорастают до звания прапорщик и в принудительном порядке их переводят из добровольной в обязательную категорию. Эту проблему я уже не раз освящала, смотрите ссылки здесь и под видео. При этом вновь испеченные прапорщики при такой ситуации денег на жилье от государства практически не получат. Складывается ситуация, что у военного выбор: либо расти по службе и потерять в деньгах по НИС, либо по военной ипотеке остаться при своем, но ни в коем случае тогда не расти по службе.
И я боюсь, что в случае с новой поправкой в пункт 4.1. части 1 ст 9 получится приблизительно так же, опять сержантам и старшинам ограничен рост в плане продвижения по службе — в данном случае при обучение в ВУЗе, иначе они потеряют деньги по НИС. В общем все неоднозначно, поэтому будем ждать судебной практики по данному вопросу.
Продвигаемся далее, изменение номер 6. Здесь хотят затронуть и 03 категорию — прапорщики. В части 2 статьи 9 пункт 3 после слов «1 января 2005 года,» дополнить словами «если общая продолжительность их военной службы по контракту составляет не более трех лет»
Давайте посмотрим, как статья будет выглядеть полностью, основание для включение в реестр НИС: 3) для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, если общая продолжительность их военной службы по контракту составляет не более трех лет.
При этом сейчас указано: общая продолжительность их военной службы по контракту три года;
Получается какое-то «масло масленое» и что тут законодатели хотели сказать не известно. Либо это даст право включаться в реестр ранее 3 лет или стояла задача просто что-то поменять с тем же смыслом.
Тогда встает вопрос, а если присвоение звания прапорщик произойдет например, через 5 лет. Даст ли это основание не включать военнослужащих-прапорщиков в обязательную категорию принудительно в случае, если ранее они были в добровольной категории. Логичнее и правильнее было бы для данной категории определить четко невозможность скажем так «присвоения» 03 категории в обязательном порядке, если до этого военнослужащий фактически относился к добровольной категории.
И последнее 7-е изменение, которое мы должны рассмотреть — уточняет порядок выплат накоплений в случае гибели военнослужащего. Статью 12 хотят дополнить частью 1.1: В случае, если участник уволен с военной службы и у него возникли основания, указанные в пунктах 1, 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в связи с гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим после увольнения с военной службы, такой участник не получил в установленном порядке денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, члены его семьи, а в случае отсутствия членов семьи, его родители (усыновители) имеют право получить указанные денежные средства
Тут все ясно, скажем вкратце: если возникло право на накопления, то члены семьи получат выплаты.
В остальных изменениях в принципе ничего существенного мы не находим, там идут правки на уровне уточнений.
Но и с ними существует проблема с отсутствием разъяснений по поводу того, с какого момента по каким правоотношениям будет применяться то или иное новшество. И не получится ли, как например происходило с изменениями по 32-ФЗ, когда военнослужащие оказались в неравных условиях, неужели снова судебная практика будет строиться на нарушении конституционных норм равенства.
На этом заканчиваем, надеемся, теперь вам стало ясно, как выглядят основные предстоящие изменения в порядке НИС. Подробнее смотрите в в 64-м выпуске нашего военно-правового видео блога:
Далее для большего понимания сегодняшней темы и принятия правильного решения, предлагаю рассмотреть ошибки и алгоритм их решения, подробнее в 63-м выпуске нашего военно-правового видео блога:
Пишите в комментариях или на форуме свое мнение по рассмотренным поправкам, если есть необходимость подискутируем.
Законопроект о внесении изменений в ФЗ О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих
Блог про долги по кредитным договорам по военной ипотеке
Выпуск о проблеме прапорщиков в НИС
Обсуждение изменения в законодательстве по НИС на форуме ведется здесь >>>
Источник