Как известно, участник НИС может приобрести жилье в любой точке страны.
До недавнего времени подразделения жилищного обеспечения исходили из позиции, что если военнослужащий реализует военную ипотеку по месту службы, то служебное жилье ему уже не положено.
Понятие «место службы» законодательно четко не определено, что периодически приводило к спорам.
На практике подразделения жилищного обеспечения руководствовались признаком принадлежности населенного пункта, где участник НИС проходит службу, и населенного пункта, где он приобрел жилье, к одному субъекту Российской Федерации. Кроме того, учитывалось расчетное время прибытия к месту службы. Оценивалось, превышает ли оно нормативное время, в т.ч. для сигналов оповещения.
Обычно, если участник НИС приобретал жилье в другом регионе (субъекте) и (или) на удаленности, не позволяющей своевременно прибыть к месту службы, «служебку» оставляли.
Также, насколько нам известно, по крайней мере в Минобороны России и ФСО России, допускается проживание в служебном жилье при покупке квартиры в новостройке по месту службы — до окончания строительства и приемки построенного жилья. Предоставляется даже и некоторое время на ремонт и обустройство.
Вместе с тем, в 2018 году ситуация изменилась. После одного из отказов в выплате компенсации за поднаем после реализации жилищной субсидии дело дошло до Верховного суда (определение Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 208-КГ 18-19). Суд установил, что одновременное предоставление жилья по двум основаниям приводит к сверхнормативному обеспечению жильем, что законом не допускается.
Перечисление средств ЦЖЗ на счет участника НИС, открытый в банке, или на счет продавца жилого помещения является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего (определение Верховного суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 202-КГ 18-2).
Реализация права на жилье посредством приобретения по жилого помещения по субсидии или в рамках НИС исключает обеспечение служебным жилым помещением по месту военной службы, а также лишает права на выплату компенсации за поднаем.
Таким образом, даже если квартиру по военной ипотеке приобрести в другом регионе, не по месту службы, право на «служебку» и подаем прекращается.
Считаем, что это правило не распространяется на случай, когда участник НИС приобрел жилье, но переводится на новое место службы. В такой ситуации не может считаться, что он по своему усмотрению и в своих интересах осуществил принадлежащие ему жилищные права (данное обстоятельство имело важное значения для дела, рассмотренного Верховным судом).
Обновление статьи от 23.04.2019:
Позиция законодателей
Примечательна позиция Комитета Государственной Думы по обороне, изложенная в ответ на обращение участника НИС (№ 3.14-14/405 от 17.04.2019):
В системе действующих правовых норм наличие жилых помещений в собственности или по договору социального найма в населенных пунктах, отличных от места службы, а также выделение государством денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не является основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.
Реализация военнослужащим одной из форм жилищного обеспечения (получение жилья для постоянного проживания, реализация прав участника накопительно-ипотечной системы) не должна являться препятствием для реализации других прав в области жилищного обеспечения, в том числе права на получение служебного жилья. Иное толкование правовых норм, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, направлено не на защиту жилищных прав военнослужащих, а на неверное понимание принципа баланса интересов личности и государства.
Позиция суда не совпадает с мнением депутатов. Как к этому относиться
Суд определяет применимость норм закона и разрешает спорные ситуации. В отношении военной ипотеки и служебного жилья в рамках действующего законодательства суд определение вынес.
В Комитете Государственной Думы позиция иная, а потому, полагаем, она потенциально может быть учтена при рассмотрении вопроса о внесении изменений в закон.
Пока же законодательство остается прежним, а потому не имеется оснований для пересмотра вопроса о прекращении права на служебное жилье после реализации права на жилье одним из предусмотренных законом (ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих») способом.
Обновление статьи от 25.07.2019:
Военная ипотека и служебное жилье в Росгвардии
В июле 2019 года руководством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.
Документом определено, что реализация НИС не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте сохраняет право на служебное жилье для военнослужащих ведомства.
Определены и критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 километров от границ населенного пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), за исключением воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург;
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 40 километров от МКАД или КАД, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург.
Как это соотносится с позицией Верховного Суда и нормами законодательства.
По всей видимости, неопределенность и разрозненность подходов ведомств к обеспечению служебным жильем участников НИС некоторое время будет сохраняться. Полагаем, определенность могли бы внести более четкие формулировки в федеральном законодательстве, а также позиция надзорного органа — Главной военной прокуратуры.
Короткая ссылка на эту статью: https://mlds.ru/~E8fMh
Источник
13.03.2018
Имеет ли право участник накопительно-ипотечной системы, купивший жильё по военной ипотеке, на служебное жилое помещение в населённом пункте по месту нахождения войсковой части?
При реализации права на покупку жилья по военной ипотеке участник НИС становится собственником жилого помещения, несмотря на наличие обременений. При этом в соответствии с Федеральным законом о накопительно-ипотечной системе (117-ФЗ) военнослужащий имеет право купить жильё в любом регионе Российской Федерации без какой-либо привязки к месту службы.
Нередко военнослужащие, включенные в НИС, не реализуют своё право на покупку жилья в период прохождения службы именно из-за того, что боятся потерять право на проживание в «служебке» или на получение «поднаёмных». Зачастую командование и жилищные органы пытаются лишить участников НИС права на служебное жильё, мотивируя тем, что купив жильё по военной ипотеке, они автоматически становятся собственниками и перестают быть нуждающимися. При этом в большинстве случаев, права военнослужащих нарушают, не вдаваясь в подробности приобретения ими в собственность жилых квадратных метров, а нюансов в данном вопросе много и каждый случай необходимо рассматривать в индивидуальном, а не массовом порядке.
Нормы закона
Статьей 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей, предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим — гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 98 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Служебное жильё предоставляется нуждающимся в нём военнослужащим в порядке, который установлен приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280. Исходя из пункта 1 инструкции, утверждённой приказом, служебное жильё предоставляется военнослужащему, а также членам его семьи в населённом пункте по месту прохождения службы (если нет возможности обеспечить жильём по месту прохождения службы, оно предоставляется в ближайшем к этому месту населённом пункте).
Военная ипотека предоставляется военнослужащему в соответствии c положениями Федерального закона № 117-ФЗ от 20 августа 2004 года. Статьями 4, 9, 10, 14 этого закона предусмотрены основания получения военнослужащим целевого жилищного займа, который может быть использован при получении военной ипотеки. Указанные в статьях основания предоставления целевого жилищного займа связаны со сроком службы, причинами увольнения и иными факторами. Наличие или отсутствие жилья служебного назначения не рассматривается как основание для отказа в признании участником накопительнo-ипотечнoй системы, а также в предоставлении целевого жилищного займа. Соответственно, если у военнослужащего есть служебное жильё, это не помешает оформить военную ипотеку.
Купить квартиру по военной ипотеке и остаться со «служебкой»
Единственным условием предоставления военнослужащим, в том числе участникам военной ипотеки, служебных жилых помещений является отсутствие у них в собственности, пользовании или владении жилых помещений в населенном пункте по месту прохождения военной службы или близлежащих населенных пунктах.
Необходимо понимать, что ни один нормативно-правовой акт не прописывает чётких параметров, таких как, километраж – удалённость от места прохождения службы, и время прибытия в часть. Удалённость близлежащего населённого пункта от места службы также нигде не определена.
Судебная практика по вопросу правомочности получения и владения служебным жильём складывается в пользу участников НИС в случае, если они стали собственниками недвижимости в регионе отличном от места службы. При этом каждый случай индивидуален.
Например. Решением Верховного Суда, участник НИС, проходящий службу в воинской части, дислоцированной в поселке Горелово города Санкт-Петербурга, не может претендовать на получение служебного жилого помещения, в связи с тем, что квартира, купленная по военной ипотеке в городе Всеволжске, Ленинградской области. При этом возможность регулярного перемещения обеспечивается разветвленной транспортной инфраструктурой, позволяющей выбрать различные способы и маршруты движения. В данном случае ВС РФ основывался на том, что участник НИС является собственником жилого помещения в сопредельном с местом прохождения военной службы населенном пункте.
При рассмотрении вопроса обеспеченности учитывается возможность ежедневного убытия участника НИС с военной службы и прибытия его в воинскую часть в сроки, предусмотренные регламентом служебного времени с учётом необходимости поддержания боевой готовности. При необходимости следует «разбирать» границы муниципальных образований на картах, так как именно муниципальные образования являются населенными пунктами, и только учитывая их можно определить близость населенных пунктов к месту службы.
Если же купленное по военной ипотеке жильё находится на значительном удалении от места службы, участник НИС сохраняет все права на получение «служебки» и какие-либо «предупреждения» со стороны командования или жилищных отделов являются полностью необоснованными. Например, квартира куплена в столичном регионе, а место дислокации воинской части – Новосибирская область. В данном случае у участника НИС отсутствуют необходимые жилищно-бытовые условия для надлежащего исполнения им обязанностей военной службы по месту прохождения и создают угрозу причинения ущерба для поддержания боевой готовности и повседневной деятельности воинской части.
Как показывает практика, участники НИС нередко сталкиваются с тем, что прямо указанные в НПА нормы отодвигаются на задний план, и вышестоящие должностные лица «предупреждают» о том, что получение и/или пользование служебным жильём противозаконно со стороны военного ипотечника, так как он является собственником жилья. С подобными нарушениями прав военнослужащие сталкиваются повсеместно, но особенно достаётся военнослужащим, проходящим службу в удалении от «центра», и зачастую не имеющим возможности получить полноценную юридическую поддержку.
Источник
Данная статья не является руководством к действию и не может быть отнесена к официальным разъяснениям.
Цель статьи: раскрыть проблему и акцентировать внимание на возможных рисках с учетом позиции государственных органов, норм закона, судебной практики и обзоров Верховного Суда.
Коротко:
Закон о Статусе предусматривает, что военнослужащим может предоставляться только одна социальная гарантия по их выбору. Предоставление средств ЦЖЗ или накоплений с именного счета согласно ФЗ о НИС является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. Таким образом, участник НИС, оформляя ЦЖЗ или получая накопления, по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, а значит, утрачивает право на получение компенсации за наем (поднаем) или служебное жилье.
Сохранение права на «служебку» или поднаем может привести к сверхнормативному обеспечению жильем.
Это нормы закона, но у ряда государственных органов свое мнение на этот счет, о чем мы расскажем в конце статьи.
Предыстория
В начале 2019 года появилась информация, которая озадачила ряд военнослужащих:
При реализации военной ипотеки можно лишиться поднаема и служебки, причем независимо от того, по месту службы или же на значительном удалении приобретено жилье
Озабоченность понятна: до этого считалось и поддерживалось на уровне подразделений жилищного обеспечения, что право на служебное жилье сохраняется, если приобрести жилье не по месту службы.
Исходя из этого ряд военнослужащих:
- приобретали жилье в инвестиционно-привлекательных регионах
(Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, Краснодарский край, Крым), т.е вкладывали накопления в растущее в цене жилье - приобретали квартиры с целью последующей их сдачи в аренду
- приобретали жилье для проживания родственников или для своего проживания по окончанию службы.
Такие военнослужащие закономерно рассчитывали, что после реализации военной ипотеки по месту службы за ними сохранится служебное жилье или компенсация за поднаем.
Нормы закона и судебная практика
Почему военнослужащие, приобретая жилье не по месту службы, рискуют лишиться поднаема и служебного жилья
Для погружения в суть рассматриваемого вопроса рекомендуем ознакомиться со следующими документами:
- раздел IV (Специализированный жилищный фонд) Жилищного кодекса Российской Федерации
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019
- определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 года № 202-КГ18-2
- Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
- Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»
Право военнослужащих на жилище установлено Законом о Статусе, согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 15 ст. 15 Закона о Статусе военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту (далее — военнослужащие) и в соответствии с Законом о НИС являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о НИС является одной из форм реализации его права на жилище.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о НИС получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 (накопления, ЦЖЗ, допсредства), или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 (покупка квартиры, жилого дома), является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
При этом в силу п. 3 ст. 15 Закона о Статусе военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем).
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 утверждено Положение, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Законом о Статусе.
То обстоятельство, что жилое помещение приобретено не по месту военной службы, указанных выше норм не отменяет.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона о Статусе военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
При таких данных реализация военнослужащим права на жилье посредством получения накоплений, средств ЦЖЗ и(или) допсредств, согласно судебной практике, исключает обеспечение его служебным жилым помещением и предоставление ему компенсации за наем (поднаем) по месту военной службы.
Одновременное предоставление военнослужащему жилья по двум основаниям привело бы к сверхнормативному обеспечению жильем.
Т.е. реализовав НИС, военнослужащий может считаться обеспеченным жильем по месту службы (в принципе обеспеченным жильем).
Считаем, что написанное выше не распространяется на случаи, когда военнослужащий реализовал НИС, но впоследствии его переводят на новое место службы. В этих случаях, считаем, право на служебное жилье и поднаем имеется.
Позиция государственных органов
Комитет Государственной Думы по обороне
(позиция изложена в ответе на обращение участника НИС № 3.14-14/405 от 17.04.2019)
В системе действующих правовых норм наличие жилых помещений в собственности или по договору социального найма в населенных пунктах, отличных от места службы, а также выделение государством денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не является основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.
Реализация военнослужащим одной из форм жилищного обеспечения (получение жилья для постоянного проживания, реализация прав участника накопительно-ипотечной системы) не должна являться препятствием для реализации других прав в области жилищного обеспечения, в том числе права на получение служебного жилья. Иное толкование правовых норм, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, направлено не на защиту жилищных прав военнослужащих, а на неверное понимание принципа баланса интересов личности и государства.
Росгвардия
В июле 2019 года руководством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.
Документом определено, что реализация НИС не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте сохраняет право на служебное жилье для военнослужащих ведомства.
Определены и критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 километров от границ населенного пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), за исключением воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург;
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 40 километров от МКАД или КАД, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург.
Выводы
Единой, четко сформулированной позиции (от закона, до ведомственных нормативных правовых актов и методических документов, а также правоприменительной практики) по спорному вопросу пока не наблюдается.
Вместе с тем, риск лишения служебного жилья и компенсации за поднаем нельзя списывать со счетов.
Рекомендуем критически относиться к утверждениям отдельных специалистов и юристов, что никаких рисков нет и быть не может.
Они есть и объективно подтверждаются, по крайней мере, данными наших опросов (https://vk.com/wall-30713505_58006).
Ждем новых официальных комментариев от государственных органов, включая контрольные и надзорные. Обязательно будем держать вас в курсе новостей.
Напоминаем, что все разъяснения и правила военной ипотеки вы можете найти в нашей базе знаний: https://mlds.ru/wiki/voennaya-ipoteka.php
Источник