- Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 3)
- Статья 1. Предмет правового регулирования и цель настоящего Федерального закона
- Статья 2. Законодательство РФ о жилищном обеспечении военнослужащих
- Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Глава 2. Организация накопительно-ипотечной системы (ст.ст. 4 — 8)
- Статья 4. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы
- Статья 5. Формирование накоплений для жилищного обеспечения
- Статья 6. Субъекты отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения
- Статья 7. Функции федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, функции уполномоченного федерального органа
- Статья 8. Совет по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения
- Глава 3. Участие военнослужащих в накопительно-ипотечной системе (ст.ст. 9 — 13)
- Статья 9. Участники накопительно-ипотечной системы
- Статья 10. Возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника
- Статья 11. Права и обязанности участников накопительно-ипотечной системы
- Статья 12. Права членов семьи или родителей (усыновителей) участника накопительно-ипотечной системы, исключенного из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим
- Статья 13. Открытие и закрытие именных накопительных счетов участников
- Глава 4. Использование накоплений для жилищного обеспечения при получении участниками накопительно-ипотечной системы целевых жилищных займов (ст.ст. 14 — 15)
- Статья 14. Право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа
- Статья 15. Особенности погашения целевого жилищного займа
- Глава 5. Инвестирование накоплений для жилищного обеспечения (ст.ст. 16 — 33)
- Статья 16. Разрешенные активы (объекты инвестирования)
- Статья 17. Договор доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения
- Статья 18. Договор об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу
- Статья 19. Договоры об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям
- Статья 20. Управляющая компания
- Статья 21. Специализированный депозитарий
- Статья 22. Брокер, осуществляющий операции с накоплениями для жилищного обеспечения
- Статья 23. Кредитные организации, в которых размещаются накопления для жилищного обеспечения
- Статья 24. Конкурсы на заключение договора об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и договоров доверительного управления
- Статья 25. Передача накоплений для жилищного обеспечения уполномоченным федеральным органом управляющим компаниям и особенности осуществления операций с этими накоплениями
- Статья 26. Инвестиционная декларация управляющей компании
- Статья 27. Требования к структуре совокупного инвестиционного портфеля и требования к структуре инвестиционного портфеля
- Статья 28. Оплата необходимых расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения
- Статья 29. Требования к аудиту юридических лиц, участвующих в накопительно-ипотечной системе
- Статья 30 (утратила силу)
- Статья 31. Страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний
- Статья 32. Конфликт интересов
- Статья 33. Кодекс профессиональной этики
- Глава 6. Регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения (ст.ст. 34 — 35)
- Статья 34. Регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения
- Статья 35. Осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения
- Глава 7. Заключительные положения (ст. 36)
- Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ
«О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
С изменениями и дополнениями от:
2 февраля 2006 г., 4 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 ноября 2009 г., 28 июня, 21 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 14 декабря 2015 г., 30 марта, 1 мая, 19 декабря 2016 г., 7 марта, 29 июля 2017 г., 3 августа 2018 г., 2 августа, 27 декабря 2019 г.
Принят Государственной Думой 5 августа 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Москва, Кремль
20 августа 2004 года
N 117-ФЗ
Предметом правового регулирования закона являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих с целью государственной поддержки жилищного обеспечения военнослужащих путем формирования жилищных накоплений за счет средств федерального бюджета и поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании.
Определены участники накопительно-ипотечной системы, установлены их права и обязанности.
Установлена возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья.
Регулируются вопросы формирования жилищных накоплений, принципы их размещения и инвестирования, полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации деятельности накопительно-ипотечной системы, уполномоченного федерального органа, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 25 августа 2004 г. N 155-156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3532, в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. N 182
Источник
В 2019 году ФЗ о военной ипотеке — способ материальной поддержки наших военнослужащих. Для компенсации всех неудобств, испытываемых гражданами, защищающими Отечество, государство предусмотрело ряд льгот, в том числе военно-ипотечное кредитование. Используя его, профессиональные военные имеют возможность покупать недвижимость на льготных основаниях.
Общие моменты
Правовая база появилась после принятия ФЗ №117. Это произошло в 2004 году. Создание закона позволило государству создать систему аккумуляции финансовых средств для кадровых военных. Нормативный акт основывается на таких документах:
- Конституция РФ;
- Инструкции Центробанка;
- Бюджетное законодательство до 2020 года;
- Правительственные постановления 655-1028.
Цель — позволить самостоятельно военнослужащему определять свое местожительство после увольнения в запас. Теперь военные сами выбирают, за сколько и когда им удобнее купить недвижимость.
Условие — целевое назначение. Кредитование выполняется лишь для оплаты жилья. Поэтому участники не получают наличных денег, выполняя все расчеты посредством банковских перечислений.
Отличие — отсутствие необходимости выплачивать стандартный первоначальный взнос. Такая плата вносится армейским фондом и ее оформление выполняется из средств, накопленных на счете военного.
ФЗ с последними изменениями
Наше законодательство меняется слишком часто. Далеко не исключение и описываемый ФЗ, в который периодически вносятся некоторые изменения. С момента принятия правовой акт изменяли уже 17 раз. Лишь за 2015 год внесено 3 поправки. Аналогичное число их было и в следующем году.
Последняя поправка для закона внесена в августе прошлого года. Сейчас актуальна редакция, содержащая последние изменения от 03.08.2018 года. Документ содержит 7 глав, а также 36 статей.
История документа
ФЗ принят первоначально ГД 05.08. 2004, после чего одобрен СФ через три дня. Хотя на практике его начали использовать лишь со следующего года. Закон регламентирует все основы НИС по обеспечению недвижимостью военнослужащих. Он предусматривает порядок обеспечения жильем для тех, кто включен в особый реестр.
Рефинансирование военной ипотеки
Любому заемщику доступно рефинансирование ипотеки по описываемому закону. Цель такой процедуры:
- Уменьшение процентной ставки;
- Пролонгация договора;
- Отсрочка выплат.
Сама процедура востребована, когда военнослужащий досрочно увольняется из армии. По правовым нормативам прекращаются выплаты от государства по кредиту, поэтому тяжесть его обслуживания несет только гражданин. Чтобы предотвратить рост задолженности, ему следует посетить финансовое учреждение, чтобы оформить рефинансирование ипотеки.
Сейчас доступно отметить индексацию начисляемых на баланс военнослужащего средств. Также с текущего года позволено комбинировать военную ипотеку с материнским капиталом. Это хорошее известие для семей военных, имеющих маленьких детей.
Как участвовать в программе
Не всем позволено участвовать в льготной программе. Военная ипотека целевая, она действует в отношении только отдельных категорий граждан:
- Кадровые военные, начавшие служить с 2005 года.
- Военные, которые вернулись из запаса на службу после 2005 года.
- Лица, служащие по долгосрочным контрактам.
- Сверхсрочники, заключившие повторный контракт после 2005 года.
- Сотрудники ФСБ, статус которых приравнен к военнослужащим.
- Сотрудники МЧС, служащие в спасательных военизированных подразделениях.
- Военные, ушедшие в запас из-за ухудшения здоровья вследствие ранения, профессионального заболевания, производственной травмы.
- Сотрудники МО, которых уволили при расформировании их воинского подразделения, после прерывания контракта.
Гражданские служащие военизированных частей, солдаты с сержантами на срочной службе не попадают в категорию льготников. Те, кому она положена, вправе ее использовать лишь через 3 года после заключения контракта. Им необходимо:
- Подать рапорт, извещая о желании участвовать в программе;
- Предоставить ксерокопию паспорта и копию контракта;
- Ожидать внесения в реестр и получения персонального регистрационного номера на открытый личный накопительный счет;
- Включает военнослужащего в действующий реестр департамент жилищного обеспечения;
- Через 3 года военнослужащий может использовать имеющиеся на его счете средства, чтобы оплатить ими первый взнос ипотеки.
Когда военнослужащий разрывает досрочно контракт, он теряет льготы, исключается из реестра с закрытием личного счета. Одновременно у него исчезают права на уже накопившиеся средства. Правило это не распространяется на военных, которые прослужили до разрыва контракта десять лет. Тогда они могут использовать накопленные деньги для оплаты ипотеки.
Перечень необходимых документов
Когда накопленных денег хватает для первого ипотечного взноса, можно оформлять покупку недвижимости.
Нужно представить банковским сотрудникам такие документы:
- Заполненное заявление об ипотеке;
- Паспорт;
- Свидетельство о браке;
- Метрики детей либо их паспорта;
- Справки, подтверждающие участие в НИС.
После этого банк определяет размер ссуды. Узнав его, военнослужащий ищет подходящее жилье. Он ограничен лишь суммой кредита, все остальное — регион проживания и технические параметры жилья решает по своему усмотрению.
Размер предоставляемой суммы
Закон определяет условия, по которым банки обязаны предоставлять военную ипотеку:
- Минимальный ее размер — 300000 рублей;
- Максимальный размер — 2400000;
- Срок предоставления — 3–25 лет;
- Возраст военнослужащего на момент полного погашения должен быть выше 45 лет;
- Минобороны обслуживает ипотеку, но все дополнительные расходы несет приобретатель жилья;
- Размер зачисляемой на счет субсидии не фиксирован, он изменяется, учитывая инфляцию и заложенные госбюджетом средства.
После оформления ипотеки и покупки жилья выплату долга производит федеральная корпорация «Росвоенипотека». Учреждение контролирует деятельность системы, регулируя ее накопительную с расходной части. Средства бюджета уходят на выплату текущих платежей. Перечисляются финансы автоматически по установленному графику. Пока не погашен целиком кредит, у гражданина отсутствуют полные права на собственность, поскольку жилье юридически находится в банковском залоге.
Физическое лицо вправе самостоятельно полностью погасить долг. Тогда он имеет право распоряжаться жильем по своему усмотрению. До момента полной оплаты ему разрешено там проживать, регистрироваться, прописывать свою семью.
Как организовывается НИС
Система имеет определенные элементы. Военные способны реализовать право на жилье так:
- Открыть именной счет;
- Накапливать на нем деньги;
- Оформлять ипотеку;
- Осуществлять выплаты по ней, чтобы быстрее закрыть кредит.
Поскольку источником накоплений становится бюджет, то их размер ежегодно вычисляется после принятия этого законодательного акта. Учитываются также такие параметры:
- Сумма взносов за минувший год;
- Инфляционный показатель;
- Прогноз развития на предстоящий год.
Согласно правительственному приказу уполномоченный орган обязан контролировать взносы. Накопленные средства — собственность РФ. Их нельзя возвращать в бюджет, они не становятся предметом залога.
Государственные уполномоченные органы обязаны:
- Формировать, а затем сопровождать реестр участников НИС, проходящих службу;
- Отправлять уведомления об изменении места службы участника НИС;
- Формировать сведения о количественном составе участников НИС, чтобы учитывать это при формировании федерального бюджета;
- Уведомлять военнослужащих о включении либо исключении из ипотечного реестра;
- Осуществлять разрешенные выплаты военнослужащим, их семьям.
Некоторыми полномочиями наделен федеральный орган:
- Он получает бюджетные средства для формирования взносов;
- Контролирует накопительные счета;
- Организует конкурс депозитарий, заключая соглашения;
- Выполняет оформление, а затем выдачу займа.
Важное место в системе отведено совету, занимающемуся инвестированием накоплений. Этот орган контролирует такую процедуру. Его членами являются представители, занимающиеся ценными бумагами, некоторые государственные органы и общественные организации.
Использование накоплений
В Законе четко рассмотрен порядок использования накопленных денежных средств. Согласно законодательным формулировкам их разрешено направлять только на такие цели:
- Покупка жилой недвижимости;
- Приобретение земельного участка с жилым домом;
- Уплаты первого кредитного взноса согласно условиям закона о военной ипотеке;
- Оплата некоторой части денег при долевом строительстве;
- Закрытие ипотеки.
Такими являются цели использования постепенных накоплений. Помимо них закон предусматривает дополнительные определенные условия. Военнослужащим разрешено использовать имеющиеся средства лишь через 3 года после зачисления его в участники НИС. Также требуется знать, что приобретаемая недвижимость становятся непременно предметом банковского залога.
Одновременно Закон регулирует ситуации, когда члены НИС зарегистрированы в официальном браке. Тогда им разрешено по отдельности заключать договор на целевой заем. Каждый супруг обязан участвовать в НИС минимум 3 года. Приобретаемая таким способом недвижимость становится совместной собственностью.
Стандартная форма кредитования, порядок его оформления предусмотрены отдельным правительственным законодательным актом. Уполномоченный орган от государства предоставляет целевой кредит на весь срок военной службы соискателя. За этот промежуток времени такой заем признается беспроцентным.
Одновременно Закон предусматривает порядок выплат по целевому займу. Его погашение производится государственным уполномоченным органом, если возникают основания, описанные действующим законодательством. Для них основными требованиями являются такие параметры:
- Продолжительность службы должна составлять более 20 лет;
- Если военнослужащий уволен после службы минимум 10 лет;
- Когда военный достриг уже максимального возрастного ограничения на прохождение дальнейшей службы;
- Если он не способен выполнять профессиональные обязанности по причине заболевания.
Когда военный умер либо его признали пропавшим без вести, накопленную сумму получают его родственники. Если военнослужащий досрочно оставил службу без уважительных причин, предусмотренных законодательством, он обязан вернуть выплаченные ранее уполномоченным органом деньги за внесенные ежемесячные платежи. Тогда составляется четкий график погашений, срок возврата не может длиться дольше 10 лет.
Инвестирование накоплений
Средства, накопленные на счетах участников программы НИС, увеличиваются благодаря инвестиционной деятельности. В Законе о НИС четко прописан порядок и возможные направления осуществления таких инвестиций относительно денежных накоплений. Там указано, что их разрешено инвестировать лишь в ограниченных направлениях, зафиксированных нормативно-правовым актом.
Эти направления такие:
- Ценные государственные либо региональные бумаги;
- Акции зарубежных или отечественных эмитентов;
- Имеющиеся в открытом доступе депозиты кредитных учреждений;
- Ипотечные ценные акции.
Законом запрещено покупать за накопленные материальные ресурсы ценные бумаги от различных кредитных организаций, иных учреждений, имеющих заключенный договор на обслуживание финансов. Также нельзя инвестировать в организации, признанные официально банкротами, если по ним возбуждено уже конкурсное производство. Главная цель таких запретов — гарантировать сохранность финансовых накоплений военнослужащих.
Для инвестирования денег заключается договор специального доверительного управления. Его учредителем становится государство, от его имени выступает уполномоченный орган. Он организует объявленный заранее конкурс, на котором выбирает подходящего управляющего для оформления соглашения. Ими могут стать индивидуальные предприниматели либо специализированные организации, имеющие соответствующее разрешение на выполнение подобной деятельности.
Такой доверительный управляющий обязан впоследствии осуществлять финансовую деятельность, инвестируя накопления согласно условиям оформленного соглашения. Он обязан соблюдать скрупулезно все запреты, установленные законодательством нашего государства.
Доверительный оправляющий:
- Обязан контролировать управляемые финансы;
- Не заключать никакие сделки, противоречащие действующему законодательству;
- Персонально осуществлять всю деятельность;
- Не заключать договора, предоставляющие доверенное ему материальное имущество в залог либо передавать его иным лицам.
Доходы от инвестирования не становятся собственностью назначенного доверительного управляющего, ему запрещено ими свободно распоряжаться. Одновременно он получает определенное вознаграждение, причитающееся за исполняемую работу. Его размер и условия выплаты предусматриваются заранее соглашением, заключенным с уполномоченным органом государства.
Такое соглашение с управляющим оформляется на максимальный срок в 3 года. Но затем его действие разрешено продлять. Законом описаны основания, позволяющие досрочно расторгать достигнутое соглашение. Такими становятся ситуации, когда управляющий признан банкротом либо у него отозвана лицензия на выполнение подобной работы.
Регулирование, надзор и контроль
Осуществляется надзорное регулирование НИС законодательными актами вместе с иными документами (правительственными постановлениями, приказами МО). Основным же актом нормативно-правового характера, который регулирует эту сферу правоотношений, стал ФЗ 117.
Этот Закон предусматривает полный перечень всех уполномоченных партнеров, наделенных контрольными и одновременно надзорными функциями относительно такой сферы деятельности. Определенными контрольными полномочиями обладает Министерство обороны, являясь федеральным уполномоченным органом. Контролирует деятельность всех доверительных органов Центральный банк. Существенные функции в такой системе возложены на совет, занимающийся инвестированием накоплений.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что законодательство создало все требуемые основы, чтобы реализовать права наших военнослужащих в деле приобретения ими недвижимости. Огромное значение для гарантированной реализации такого права имеет государственная помощь. Для получения такой поддержки гражданин обязан надлежаще осуществлять возложенные на него воинские обязательства, предусмотренные контрактом. Иначе он лишится шанса получить такую социальную поддержку.
Источник